Удержание неустойки по госконтракту

Вопрос:

Если бюджетная организация снизит цену по государственному контракту на сумму неустойки за задержку в осуществлении работ подрядчиком, то будет ли это законным?

Ответ юриста: 

Бюджетная организация вправе уменьшить оплату по государственному контракту на сумму неустойки за задержку в осуществлении работ подрядчиком, если возможность удержания неустойки предусмотрена государственным контрактом.

Правовое обоснование:

В соответствии с ч. 10 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 94-ФЗ*) в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Как следует из п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 141 «О некоторых вопросах применения положений статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации», стороны договора вправе установить, что расчеты по договору, а также уплата неустойки и иных денежных сумм, являющихся мерами ответственности за нарушение договора, осуществляются посредством платежных требований без предварительного акцепта плательщика.

ВАС РФ (постановление Президиума от 19.06.2012 N 1394/12), рассматривая спор об удержании неустойки из суммы оплаты подрядных работ, указал на возможность осуществления зачета встречных требований о взыскании долга и неустойки, поскольку данные требования являются по существу денежными, то есть однородными, и при наступлении срока исполнения могут быть прекращены зачетом по правилам ст. 410 ГК РФ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.10.2011 по делу N А56-2111/2011 отметил, что в силу положений ст. 421 ГК РФ о свободе договора стороны вправе установить в договоре условие уплаты неустойки (штрафа, пени) в случае просрочки исполнения обязательств со стороны поставщика путем удержания суммы неустойки из платежей, подлежащих оплате покупателем.

По мнению Минфина России, отраженному в Письме от 26.12.2011 N 02-11-00/5959, оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

На возможность удержания заказчиком суммы неустойки из суммы оплаты по договору при ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств, в том числе и в рамках Закона N 94-ФЗ, указывает и Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 23.05.2011 N ИА/19716.

Таким образом, бюджетное учреждение - заказчик вправе предусмотреть в контракте, заключаемом с организацией - победителем торгов, что в случае несвоевременного выполнения организацией обязательств по контракту оплата производится за вычетом неустойки, которая перечисляется бюджетным учреждением в доход соответствующего бюджета.

Ответ подготовил Дмитрий Стихин, старший юрист

_____________________________

* Консультация дана в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Для повышения удобства работы с сайтом на нем используются файлы cookie. В cookie содержатся данные о Ваших прошлых посещениях сайта. Если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.