Защита от потребителей: обмен качественных счетчиков (воды и газа)

Вопрос юристу (онлайн): В магазине продаем в розницу бытовые счетчики воды и газа, при продаже в паспорте каждого счетчика, в котором указан индивидуальный номер, делаем отметку штампом магазина и ставим дату продажи, затем даем еще товарный чек, т.к. счетчики гарантийные.

Вопрос: часто в последнее время покупатели требуют вернуть деньги за товар по самым разным причинам - не нужны, не подходят и т.д. Если счетчики принять обратно, вопрос - как их снова продавать, если паспорт уже с датой?

Если дату не ставить на паспорте, то в магазин будут нести все бракованные счетчики со всего города? Если счетчики не принимать обратно, то на какой закон ссылаться? (в списке невозвратных товаров слова "счетчик" нет).

Юридическая консультация: 

Поскольку повторная продажа бракованных (некачественных) счётчиков невозможна, речь идёт о возврате качественных счётчиков, которые не подошли покупателям по каким-либо причинам.

В соответствии со ст.25 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I “О защите прав потребителей” (далее - Закон № 2300-I) потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Данная норма устанавливает следующие правила:

  • Изначально покупатель вправе не вернуть товар, а обменять его на аналогичный (подходящий);
  • Условия обмена:

- с момента покупки прошло менее 14 дней;
- товар не был в употреблении;
- сохранены товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
- имеется товарный или кассовый чек;
- товар не входит в перечень, утверждённый Правительством РФ.

  • При отсутствии нужного товара в продаже в день обращения - либо согласовывается новый срок, либо деньги возвращаются в течение 3-х календарных дней.

Таким образом, обменять (вернуть) качественный товар не так просто.

Самым спорным является вопрос, включены ли счётчики газа и воды в перечень товаров, обмен которых не допускается. Такой перечень утверждён Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Перечень).

Наиболее близкие к счётчикам товары указаны в п.11 Перечня - это технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства).

Как видно, счётчики в данном пункте прямо не поименованы. Однако по более общим признакам счётчики можно отнести к данному пункту Перечня, поскольку они:

  1. технически сложный товар;
  2. товар бытового назначения;
  3. на них установлены гарантийные сроки;
  4. счётчики газа - бытовое газовое оборудование (устройство).

На мой взгляд, перечень товаров, приведённый в скобках, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию, поскольку определяющим является именно техническая сложность товара, его бытовое назначение и наличие гарантийного срока.

В таких спорных случаях принято анализировать судебную практику, чтобы выяснить, как суды толкуют ту или иную норму права. Однако по данному вопросу сформировавшаяся судебная практика  отсутствует. 

Удалось найти лишь единственное решение Грязинского городского суда Липецкой области от 15.07.2013 по делу 11-36/2013, где судьи решили, что счётчик воды не относится к Перечню.

Но с толкованием, изложенным в данном решении, трудно согласиться, поскольку судьи указали, что в п.11 Перечня включены лишь электробытовые машины и приборы, а счётчик воды электробытовым прибором не является.

В данном деле судьи применили узкое буквальное толкование списка, посчитав перечисленные в скобках примеры за исчерпывающий перечень товаров.

Поэтому, в отсутствие иной судебной практики, однозначно ответить на Ваш вопрос не представляется возможным. По крайней мере, в отношении счётчиков воды.

Если счётчики газа можно отнести к газовому оборудованию (устройству) и отказать потребителю в их обмене, то счётчики воды - вопрос спорный. А спорные вопросы принято решать в суде. 

Поэтому наша рекомендация - отказать одному потребителю вынести данный спор на разрешение суда. А дальше действовать исходя из судебного решения.

По вопросу проставления даты продажи в паспортах счётчиков - закон не обязывает продавца это делать. 

В силу ст.19 п.2 Закона № 2300-I гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Поэтому дату продажи можно определять по кассовому (товарному) чеку, а при их отсутствии - исчислять гарантийный срок со дня изготовления счетчика.

Консультацию дал: юрист Дмитрий Стихин

Дмитрий Стихин

Для повышения удобства работы с сайтом на нем используются файлы cookie. В cookie содержатся данные о Ваших прошлых посещениях сайта. Если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.