Банкам запретят мельчить в договорах
28.11.2013 | Деньги.59.ru | Оксана Олейник
Мелкий шрифт в кредитных договорах могут запретить. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. При этом юристы говорят, что у клиента и сейчас есть шанс опротестовать нечитаемые условия. А главное – перед заключением договора его можно взять домой, чтобы внимательно изучить. Если банк против – стоит задуматься. Наверное, ему есть, что скрывать.
Запретить использование мелкого шрифта в договорах между банками и потребителями предложил депутат Госдумы Олег Михеев. По мнению автора законопроекта, именно договоры, связанные с банковским обслуживанием зачастую содержат важные для потребителя условия, которые написаны мелким, практически нечитаемым текстом. «Мелкий шрифт затрудняет восприятие, дает лишнее напряжение глазам и побуждает пропускать изучение соответствующих условий договора, что в итоге может привести к неблагоприятным последствиям для стороны договора», – цитирует инициатора законопроекта «РГ».
Юрист Александра Степанова положительно оценивает эту идею. «Существуют случаи, когда потребителям удается доказать, что информация об услуге не была доведена до них надлежащим образом ввиду того, что потребитель не мог прочитать мелкий шрифт, – рассказывает собеседница. – Но поскольку законом не предусмотрен размер шрифта, в каждом конкретном случае судья на свое усмотрение дает оценку договору». При этом она отметила, что мелким шрифтом печатаются не только кредитные договоры, но и, например, договоры страхования.
Наш комментарий
Дмитрий Стихин специально для портала Деньги.59.ru
"Ни один банк не вправе заставить заемщика подписывать договор «не глядя», тут же на месте! Обычно заемщики сами торопятся получить деньги и не читают предложенные документы с должной степенью внимания!"
Юрист Parma Legal Дмитрий Стихин подтвердил, что сложившаяся судебная практика признает использование мелкого шрифта в тексте кредитного договора нарушением законодательства о защите прав потребителей. «Но сейчас за такие нарушения банки отвечают только лишь в административном порядке, – отметил эксперт. – Обнаружив ущемление прав потребителя, органы Роспотребнадзора налагают на кредитные организации незначительные штрафы». По его словам, потребителю крайне трудно оспорить в судебном порядке кредитный договор или его отдельные условия (комиссии, штрафы и прочее) лишь по основанию использования банком мелкого шрифта. Как правило, суды в таких спорах признают договор действительным. «Однако, если будет установлен законодательный запрет на подобные злоупотребления, гражданам станет проще защищать свои права и законные интересы», – уверен г-н Стихин. Он также добавил, что есть утвержденная Центробанком Памятка заемщика, которую банкам предписано размещать в местах обслуживания клиентов.
При этом эксперт уверяет, что ни один банк не вправе заставить заемщика подписывать договор «не глядя», тут же на месте. «Обычно заемщики сами торопятся получить деньги и не читают предложенные документы с должной степенью внимания». С ним согласна и Александра Степанова: «Граждане зачастую сами не проявляют инициативы в ознакомлении с договором и правилами предоставления кредита».
К слову, любовь к мелкому шрифту порой играет против самих банков. Достаточно вспомнить нашумевшую историю воронежского заемщика банка «Тинькофф кредитные системы» Дмитрия Агаркова, который отсканировал заявление-анкету и в часть с мелким шрифтом внес свои изменения. В частности, он указал процентную ставку за пользование кредитом 0% и прописал миллионные компенсации, если банк решит в одностороннем порядке изменить условия договора. Впоследствии заемщик был намерен отсудить у банка 24 млн рублей, а кредитная организация – посадить его за мошенничество. Но в итоге стороны разошлись «полюбовно», подписав мировую.