Принять нельзя продать — принимать ли у покупателя бытовой счетчик с отмеченной в паспорте датой продажи?

14.08.2015 | Первый пермский правовой портал | Дмитрий Стихин

Читатель Первого пермского правового портала (Территория права) обратился в редакцию со следующим вопросом: «В магазине мы продаем в розницу бытовые счетчики воды и газа, при продаже в паспорте каждого счетчика, в котором указан индивидуальный номер, делаем отметку штампом магазина и ставим дату продажи, затем даем еще товарный чек, т.к. счетчики гарантийные. Иногда покупатели возвращают товар по разным причинам: не нужны, не подходят и т.д. Если счетчики принять обратно, то как их снова продавать, если паспорт уже с датой? Можно ли не ставить дату в паспорте? Если счетчики не принимать обратно, то на основании какого закона?» В ситуации разбирался эксперт портала Дмитрий Стихин.

Комментарий Parma Legal

Дмитрий Стихин, юрист

Поскольку повторная продажа бракованных (некачественных) счетчиков невозможна, речь идет о возврате качественных счетчиков, которые не подошли покупателям по каким‑либо причинам.

В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300‑I «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300‑I) потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Данная норма устанавливает следующие правила:

  • Изначально покупатель вправе не вернуть товар, а обменять его на аналогичный (подходящий).
  • Условия обмена:
  1. с момента покупки прошло менее 14 дней;
  2. товар не был в употреблении;
  3. сохранены товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
  4. имеется товарный или кассовый чек;
  5. товар не входит в перечень, утвержденный Правительством РФ.
  • При отсутствии нужного товара в продаже в день обращения либо согласовывается новый срок, либо деньги возвращаются в течение 3 календарных дней.

Таким образом, обменять (вернуть) качественный товар не так просто.

Самым спорным является вопрос, включены ли счетчики газа и воды в перечень товаров, обмен которых не допускается. Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 (далее — Перечень).

Наиболее близкие к счетчикам товары указаны в п. 11 Перечня — это технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства).

Как видно, счетчики в данном пункте прямо не поименованы. Однако по более общим признакам счетчики можно отнести к данному пункту Перечня, поскольку они:

  • технически сложный товар;
  • товар бытового назначения;
  • на них установлены гарантийные сроки;
  • счетчики газа — бытовое газовое оборудование (устройство).

На мой взгляд, перечень товаров, приведенный в скобках, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию, поскольку определяющим является именно техническая сложность товара, его бытовое назначение и наличие гарантийного срока.

В таких спорных случаях принято анализировать судебную практику, чтобы выяснить, как суды толкуют ту или иную норму права. Однако по данному вопросу сформировавшаяся судебная практика отсутствует.

Удалось найти лишь единственное решение Грязинского городского суда Липецкой области от 15.07.2013 по делу 11‑36/2013, где судьи решили, что счетчик воды не относится к Перечню.

Но с толкованием, изложенным в данном решении, трудно согласиться, поскольку судьи указали, что в п. 11 Перечня включены лишь электробытовые машины и приборы, а счетчик воды электробытовым прибором не является.

В данном деле судьи применили узкое буквальное толкование списка, посчитав перечисленные в скобках примеры за исчерпывающий перечень товаров.

Поэтому, в отсутствие иной судебной практики, однозначно ответить на ваш вопрос не представляется возможным. По крайней мере, в отношении счетчиков воды.

Если счетчики газа можно отнести к газовому оборудованию (устройству) и отказать потребителю в их обмене, то счетчики воды — вопрос спорный. А спорные вопросы принято решать в суде.

Поэтому моя рекомендация — отказать одному потребителю и вынести данный спор на разрешение суда. А дальше действовать исходя из судебного решения.

По вопросу проставления даты продажи в паспортах счетчиков — закон не обязывает продавца это делать. В силу п. 2 ст. 19 Закона № 2300‑I гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Поэтому дату продажи можно определять по кассовому (товарному) чеку, а при их отсутствии — исчислять гарантийный срок со дня изготовления счетчика.

Оригинал материала: http://territoriaprava.ru/topics/79380

Для повышения удобства работы с сайтом на нем используются файлы cookie. В cookie содержатся данные о Ваших прошлых посещениях сайта. Если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.