Законность повторной налоговой проверки
Вопрос:
Законно ли, если налоговый орган при выездной налоговой проверке проверяет налоги, которые были проверены ранее при камеральной проверке?
Ответ юриста:
Действующее налоговое законодательство не содержит запрета на проведение выездной проверки по налогу и периоду, которые были предметом камеральной проверки.
Правовое обоснование:
В соответствии с п. 1 ст. 176 Налогового кодекса России (далее — НК РФ), в случае если по итогам налогового периода сумма вычетов превысит исчисленную сумму налога, полученная разница должна быть возмещена налогоплательщику. Обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом в ходе камеральной проверки.
В соответствии с пп. 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
Пунктом 1 статьи 88 НК РФ предусмотрено проведение камеральной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа на основе документов, представленных налогоплательщиком и имеющихся у налогового органа.
При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган в соответствии с пунктом 12 статьи 89 НК РФ имеет право ознакомиться с документами (в том числе с подлинниками документов), связанными с исчислением и уплатой налогов, а налогоплательщик обязан обеспечить возможность такого ознакомления.
Нормы ст. 89 НК РФ не исключают возможности проведения выездной проверки периода, который ранее был проверен в ходе камеральной проверки. Кроме того, как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 N 15000/05, принятие инспекцией решений о возмещении НДС по камеральным проверкам не исключает возможности впоследствии скорректировать суммы налога по итогам выездных проверок, если налог был возмещен необоснованно.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что положения ст. ст. 88 и 89 НК РФ не предполагают дублирования контрольных мероприятий, проводимых в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. Выездная проверка является углубленной формой налогового контроля и ориентирована на выявление налоговых нарушений, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной проверки. Это объясняется тем, что полномочия налоговиков в рамках выездной проверки значительно шире по сравнению с камеральной (Определения Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 172-О-О, от 08.04.2010 N 441-О-О).
Из системного толкования положений статей 88, 89 и 176 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов. В Кодексе отсутствуют нормы, которые могли бы быть истолкованы как устанавливающие запрет на проведение выездной налоговой проверки в отношении налоговых периодов, за которые ранее налоговым органом было принято решение о возмещении налога на добавленную стоимость. Статья 176 Кодекса не содержит положений, определяющих проведение налоговой проверки в порядке, предусмотренной данной статьей, как исключительную форму налогового контроля.
Таким образом, результаты выездной налоговой проверки являются следствием анализа полученных в ходе ее проведения доказательств, порядок получения и исследование которых носят самостоятельный характер, отличный от порядка проведения камеральных налоговых проверок. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 31.01.2012 N 12207/11. Нижестоящие суды придерживаются аналогичной позиции (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.08.2013 N Ф03-3145/2013 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 17.09.2013 N ВАС-12815/13)).
Таким образом, камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 88, п. 1 ст. 89 НК РФ). Действующее налоговое законодательство не содержит запрета на проведение выездной проверки по налогу и периоду, которые были предметом камеральной проверки (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2012 N А05-4408/2011, от 23.12.2011 N А05-11747/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2012 N А53-13762/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2011 N А70-10202/2010).
Более того, при такой проверке налоговый орган может скорректировать сумму налога, в отношении которой уже принималось решение по итогам камеральной проверки. Положения ст. ст. 88 и 89 НК РФ не исключают такой возможности (ФАС Северо-Западного округа от 24.12.2012 N А66-4622/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.07.2011 N А63-4978/2009).
Ответ подготовил Дмитрий Стихин, старший юрист Парма Лигал