Защита налогоплательщика: НДС 0, а не 18 процентов

Неверное толкование налоговым органом условий договора и норм закона позволило оспорить результаты налоговой проверки.

По итогам проверки налоговый орган указал в акте, что в счете-фактуре неправильно указана налоговая ставка, предусмотренная в п.п.2.1. пункта 1 ст.164 НК РФ.

По мнению налогового органа, налогоплательщик не имел права на применение льготной ставки НДС 0%, поскольку не является собственником или арендатором вагона.

Доначислен налог в сумме 1,5 млн. рублей.

Юристы Parma Legal подготовили возражения по акту камеральной проверки, указав следующее*.

Между налогоплательщиком (исполнитель) и ООО «Витязь» (экспедитор) заключен договор от 28.03.2014 № 123456. 

По своей правовой природе данный договор относится к договору транспортной экспедиции, который регулируется главой 41 ГК РФ и Федеральным закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", поскольку предметом договора является организация транспортно-экспедиционного обслуживания заказчика исполнителем в целях отправки/получения железнодорожным транспортом грузов заказчика по территории РФ и СНГ (п.1.1). 

Условия отправки каждой партии грузов согласовываются в письменной заявке Заказчика, которая направляется по факсу и является неотъемлемой частью договора (п.1.2). 

Заявка должна содержать: наименование грузовладельца, адрес местонахождения груза, вид подвижного состава, характер груза с указанием веса, объёма, дату готовности груза к отправке, станцию назначения, наименование грузополучателя, адрес его местонахождения, наименование грузоотправителя, место оплаты перевозки (1.4). 

Стоимость услуг устанавливается за перевозку/получение груза в одном вагоне по определённому маршруту (2.3.), в неё входит вознаграждение исполнителя и расходы на организацию отправления грузов заказчика (2.1). 

В соответствии с п. 3.4.9 договора исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязанностей третьих лиц. 

В обязанности исполнителя по договору входит: подача пригодных вагонов на согласованные подъездные пути (3.4.2), оплата расходов по перевозке (3.4.3), заполнение перевозочных документов (3.4.4), предоставление их копий (3.4.5), отслеживание продвижения вагонов с грузом от станции отправления до станции назначение и информирование заказчика о месте нахождения вагонов (3.4.6), предоставление заказчику информации о ставках ж.д. тарифа по территориям стран СНГ и других государств (3.4.7), установление причин задержки вагонов, их устранение, принятие мер по возобновлению движения вагонов (3.4.8). 

В соответствии с п.1 ст.801 ГК РФ, указанные обязанности составляют предмет договора транспортной экспедиции. 

В соответствии со ст.431 ГК РФ при толковании условий договора принимается во внимание не его название, а буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон. 

Налоговым органом эти положения закона не учтены.

Таким образом, вывод налогового органа, что между налогоплательщиком и ООО «Витязь» заключен договор возмездного оказания услуг, регулируемый главой 39 ГК РФ, основан на неверном толковании данного договора и действующего законодательства.

Во исполнение договора транспортной экспедиции заказчиком подана заявка на отправление химреагентов в Республику Казахстан, в которой указаны параметры груза, количество вагонов, дата отправления, стоимость вагона, реквизиты грузополучателя, станция назначения и т.д. 

На основании заявки стороны согласовали Калькуляцию, которая содержит подробный расчёт стоимости сборной повагонной отправки груза со станции Пермь-2 на станцию Кызыл-Орда в крытом вагоне. 

По акту от 22.04.2015 экспедиторские услуги приняты заказчиком.

 

Для оказания вышеназванных услуг, связанных с перевозкой грузов в международном и внутреннем сообщениях, налогоплательщик (заказчик) привлек ЗАО «Локо-мото» (исполнитель) в рамках действовавшего между ними договора № 4/321-1 от 31.02.3012 на оказание услуг по предоставлению вагонов для осуществления ж/д перевозок.

По условиям данного договора исполнитель обязуется по заявкам и за счет заказчика оказать услуги, связанные с предоставлением принадлежащего на законном основании железнодорожного подвижного состава (далее - вагонов) для осуществления перевозок грузов. 

По акту № 1/1111 от 32.13.3014 указанные услуги приняты заказчиком.

ЗАО «Локо-мото» счет-фактуру на стоимость услуг по предоставлению подвижного состава по договору с налогоплательщиком выставило с учетом ставки НДС, равной 0%.

 

Таким образом, услуга по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления международных перевозок фактически оказана ЗАО «Локо-мото». В данном случае налогоплательщик выступал посредником в части своих обязательств по предоставлению железнодорожного подвижного состава, принадлежащего на праве собственности ЗАО "Локо-мото", в рамках договора транспортной экспедиции.

 

В VI квартале 3015 года на основании заявки ООО «Витязь» экспедитором в лице налогоплательщика оказаны услуги по организации перевозки груза общества, вывозимого с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан (со станции Пермь-2 до станции Кызыл-Орда).

Согласно п. 1 ст. 146 Кодекса объектом обложения НДС стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу. 

В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров. 

Под международными перевозками товаров для целей данной статьи Кодекса понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. 

Положение указанного подпункта распространяется также на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок; транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. 

К транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора. 

Применение подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса разъяснено Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - постановление от 30.05.2014 N 33). 

Согласно п. 18 постановления от 30.05.2014 N 33 налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1, 2 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса). 

По смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо. 

Таким образом, в настоящем случае услуги, оказанные ЗАО «Локо-мото» по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления международных перевозок с учетом особенностей подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению НДС по ставке 0 процентов.

Вознаграждение, которое экспедитор (налогоплательщик) по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров получает за оказание перечисленных в данной норме транспортно-экспедиционных услуг, также облагается НДС по ставке 0 процентов (письмо Минфина России от 03.08.2011 N 03-07-08/248).

В договоре транспортной экспедиции от 28.03.2014 № 123456 отсутствует перечень услуг, по которым должна применяться налоговая ставка в размере 18 процентов. 

Нормами гл. 21 Кодекса не предусмотрено право налогоплательщика на изменение по своему усмотрению законодательно установленной ставки налога. Доказательства возможности применения налоговой ставки 18 процентов на спорные услуги в соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса в связи с их оказанием на ином основании, чем это предусмотрено договором, налоговым органом не представлены. 

Таким образом, учитывая, что транспортно-экспедиционные услуги, указанные в п. 1.1 договора транспортной экспедиции, соответствуют подп. 2.1. п. 1 ст. 164 Кодекса, то и экспедиторское вознаграждение, полученное налогоплательщиком по указанному договору при организации международной перевозки товаров подлежит налогообложению по ставке 0 процентов.

Аналогичная правовая позиция поддерживается сформировавшейся судебной практикой: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 декабря 2015 г. N Ф09-9253/15, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2015 г. N Ф09-2567/15 по делу N А60-27000/2014, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2015 г. N Ф09-2566/15 по делу N А60-34868/2014, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 мая 2015 г. N Ф09-2648/15 по делу N А60-34867/2014, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2015 г. N Ф09-9607/14 по делу N А60-16744/2014.

На основании вышеизложенного считаем, что настоящим актом нарушены интересы добросовестного налогоплательщика.

В итоге, налоговый орган снял все претензии к налогоплательщику.

____________________

* Время и место событий, действующие лица - изменены

Дело вёл: юрист Дмитрий Стихин

Для повышения удобства работы с сайтом на нем используются файлы cookie. В cookie содержатся данные о Ваших прошлых посещениях сайта. Если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.